ФАС придет без приглашения

Фильтры

Регион

Новости

ФАС придет без приглашения

Супермаркетам, торгующим по высоким ценам, теперь расслабиться не дадут. Федеральная антимонопольная служба ( ФАС) получила право не только нагрянуть в магазин без предварительного уведомления, но еще открыть против розничной сети дело о нарушении антимонопольного законодательства, невзирая на то, что у нее не такая большая доля на рынке, чтобы считаться классическим монополистом.

Ведомство Игоря Артемьева ( на фото) надеется таким образом раскрывать картельные сговоры. Еще одно новое противокартельное оружие в руках ФАС — право выдавать компаниям предписания о продаже части своего товара на бирже, где завысить цену тяжело. Эти и другие нововведения утвердила Госдума на пленарном заседании в минувшую пятницу, приняв во втором и третьем чтениях поправки в закон " О защите конкуренции " и другие законодательные акты из так называемого второго антимонопольного пакета.

Изменения смягчают требования к согласованию сделок и ограничивают деятельность Федеральной антимонопольной службы ( ФАС) по контролю за сделками. Но, с другой стороны, ужесточается контроль над монополиями. ФАС получила право обвинить в нарушении антимонопольного законодательства компании, занимающие сравнительно небольшую долю рынка, но являющиеся фактическими монополистами.

Покупайте-продавайте

Теперь в ФАС не надо одобрять сделки, если суммарные значения активов не превышают 7 млрд рублей ( ранее — 3 млрд рублей), а пороговые значения для оборота участвующих в сделке компаний — 10 млрд рублей (ранее — 6 млрд рублей).

Также с 200 млн до 400 млн рублей увеличиваются пороговые значения суммарной стоимости активов коммерческой организации, созданной в результате слияния, при которых антимонопольный орган должен быть уведомлен о совершении сделки не позднее чем через 45 дней после слияния.

Фактически отменяется согласование сделок внутри группы лиц (холдинга). Совершение таких сделок теперь будет носить уведомительный характер. "Указанные предложения позволят существенно снизить административную нагрузку на средний бизнес и сосредоточиться на серьезных нарушениях антимонопольного законодательства", — считает председатель комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Евгений Федоров.

35% не прикроешься

Список компаний, которым может быть предъявлено обвинение в нарушении антимонопольного законодательства, теперь расширится.

Согласно поправкам при определенных условиях ФАС может признать доминирующей компанию, занимающую менее 35% рынка. Для этого достаточно, чтобы доля компании превышала доли других хозяйствующих субъектов на своем рынке и оказывала решающее влияние на общие условия обращения товара. Независимо от того, какую долю на рынке занимает компания, она будет признана доминирующей, если имеет возможность в одностороннем порядке определять уровень цены товара. "Количество крупных компаний, которые будут контролироваться антимонопольным законодательством, увеличивается в несколько раз", — полагает Федоров.

Дамоклов меч нависает, в частности, над крупнейшими розничными сетями. Ни одна не занимает сейчас доминирующего положения, а между тем ФАС неоднократно в ходе проверок находила нарушения в установлении цен. Но ничего не могла сделать. Теперь сможет.

Нефтяников попросят на биржу

ФАС также получает право выдавать предписания о продаже определенного объема продукции на товарной бирже. Соответствующее изменение внесено в закон " О товарных биржах и биржевой торговле " . Оно может быть использовано против нефтяных компаний. Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа начала работать осенью 2008 года, но ни нефть, ни нефтепродукты там практически не продаются. Нефтяники предпочитают прямые контракты. Ранее Минэкономразвития предлагало установить для вертикально интегрированных нефтяных компаний ( ВИНК) обязательный объем открытой продажи нефтепродуктов на бирже. По мнению чиновника ведомства, такое изменение должно создать условия для расширения торговли нефтепродуктами между ВИНК. Сейчас они не торгуют друг с другом и предпочитают обеспечивать свои АЗС со своих же нефтеперерабатывающих заводов ( НПЗ), несмотря на то что НПЗ другой компании может быть расположен ближе. Однако в итоге решено было применить более мягкое регулирование.

ФАС нагрянет нежданно

Поправки конкретизируют деятельность и самой ФАС. Во-первых, устанавливается трехлетний срок давности возбуждения и рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства. Ранее ФАС могла возбудить дело по прошествии какого угодно времени. Еще одно нововведение: ФАС теперь может проводить внеплановые проверки компаний без предварительного уведомления.

По замыслу разработчиков из ФАС это повысит эффективность раскрытия картельных сговоров.

Были также одобрены поправки и в Кодекс об административных правонарушениях. В частности, теперь для госслужащих за неразмещение заказов на поставки товаров устанавливается административная ответственность. "Недробление лотов в интересах малого бизнеса будет наказываться штрафом в размере 50 тыс. рублей", — говорит глава ФАС Игорь Артемьев. Также теперь должностные лица хозяйствующих субъектов, а также чиновники могут быть дисквалифицированы на срок до трех лет, если их компания злоупотребила доминирующим положением или госорган с нарушением провел конкурс. По мнению Артемьева, данная мера может применяться как альтернативная штрафу.

Остается отметить, что дополнительных ограничений на деятельность естественных монополий принятые поправки не предусматривают.

Что мешает развитию конкуренции в России?

Владимир Гусев / первый зампред комитета Совета федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности, бывший зампред Совмина СССР

Конечно, никогда нельзя будет сказать, что конкуренции у нас уже достаточно. Однако и ставить ее во главу угла я бы также не стал. Да, если у нас будут сильные предприятия или объединения, которые будут выпускать аналогичную или близкую по составу продукцию, то это будет конкуренцией и это будет хорошо. Причем кроме внутренней конкуренции очень важна еще и международная — с продукцией других стран. Но, подчеркну еще раз, конкурирующие компании должны быть сильными. Там должен быть высокий уровень технологий и так далее, без чего конкурентоспособной продукции попросту не будет. То есть я бы выделил несколько составляющих: технологии, наука и кадры. И здесь не всегда возможно наличие большого числа игроков на рынке. Возьмите для примера авиацию, где в международном плане конкурентов, скажем прямо, немного.

Александр Иоффе / председатель общественноэкспертного совета по малому и среднему предпринимательству при мэре и правительстве Москвы, президент Российской ассоциации развития малого и среднего предпринимательства

Можно было бы ответить, что вообще все. Хотя, если говорить серьезно, в первую очередь две вещи: квазигосударственный монополизм (прежде всего я имею в виду естественные монополии) и, конечно же, коррупция. Что можно сделать с монополиями? Для начала обеспечить прозрачность их деятельности, а также заставить делать закупки в рамках 94-го закона (чтобы эти закупки осуществлялись не на усмотрение самих компаний, а делались открыто и на конкурсной основе). В то время как сейчас мы, например, не знаем, как определяется себестоимость электроэнергии, газа, коммунальных услуг. Все это покрыто мраком неизвестности. У нас нет сведений, покрываются ли этими цифрами реальные затраты или покрывается то, что считается полезным для компании, менеджмента или кого-то, кто ее курирует из высших эшелонов власти. Как минимум, хотелось бы все это знать. А вот когда будем знать, тогда можно будет думать, как это исправить.

Евгений Ясин / научный руководитель Государственного университета — Высшей школы экономики, бывший министр экономики России

Во-первых, монополизм, который идет еще со времен Советского Союза. Во-вторых, вмешательство государства в экономику и стремление создавать крупные компании, корпорации, без которых в ряде областей можно было бы обойтись. Ну а самое главное препятствие для конкуренции — это неравные конкурентные условия, то есть, например, наличие особых взаимоотношений властей, администрации с одними компаниями и отсутствие их с другими.

Григорий Сергиенко / исполнительный директор Российского топливного союза

Политика государства, потому что ставка сегодня делается на госкорпорации, на поддержку крупных компаний и так далее. То есть на словахто декларируется поддержка малого и среднего бизнеса, но на деле (к примеру, в нашей сфере) это никак не проявляется. Тогда как можно было бы создать равные условия хотя бы в рознице. Ведь снижать те же цены может только конкуренция, а посмотрите: экономика АЗС, которая входит в нефтяную компанию, и независимой АЗС — это совсем разные вещи. Начнем с того, что у них и цели разные: нефтяная компания ставит задачу только по объемам реализации, ее не интересует доходность собственной АЗС. Она получает доход в опте, через экспорт, нефтехимию и так далее. А у владельца независимой АЗС доход есть только от продажи топлива. Поэтому для него важно, по какой цене он купит и по какой продаст. И на эти факторы (как в оптовом звене, так и в рознице) должны влиять объективные процессы, действительно связанные с конкуренцией, а не с распределительными функциями, которые сейчас осуществляют нефтяные компании. А выгодно им сегодня продавать на экспорт, они говорят, что для своих АЗС у них все есть, а для посторонних нету. Мол, мы ведем бизнес и зарабатываем на экспорте сырья или нефтепродуктов. Но что делать независимым — разве это рынок? Должны быть созданы условия и обеспечен свободный доступ всех участников рынка к ресурсам, будь то биржа или какие-то другие механизмы.

Источник: gzt.ru

Также в разделе

Комментарии (0)